МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

2018-2021г.г.


Содержание 

Введение …………………………………………………………………………4

1. Аналитическая часть………………………………………………...………..6

1.1 Анализ результатов деятельности в межаттестационный период….….…5

1.2 Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период………………………………………………...........................................12

2. Проектная часть…………………………………………………………..….18

Заключение…………………………...……………………………………........21

Список литературы……………………………………………………………..21

Введение

Дети, как известно, разные и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является принцип индивидуализации. Который подразумевает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным при выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования. Индивидуализация достигается за счёт учета личного уровня развития ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. На первый взгляд кажется непосильным использовать такой принцип в группах с наполняемостью 25 человек, но Л.В.Михайлова-Свирская, автор технологии «План-дело-анализ» предлагает методы индивидуализации, которые можно использовать в работе с любой наполняемостью и разными возрастами детей.

Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находиться в наиболее существенных областях развития и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них проявляется готовность браться за еще более трудные задачи. Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации образования. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

А это значит перед педагогом встают новые задачи в работе с детьми:

·       формировать умение самостоятельно добывать знания;

·       формировать креативное мышление (умение творчески использовать свои знания);

·       формировать умение самостоятельно заботиться о своем здоровье.

В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия с взрослым жизненно важную роль, которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. В настоящее время стоит задача разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.

Задачей педагога детского сада становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Исходя из вышеизложенного, в процессе педагогической деятельности выявилось противоречие между необходимостью построения образовательного процесса с детьми согласно новым требованиям и недостаточным уровнем моей профессиональной компетентности.

На межаттестационный период обозначила цель педагогической деятельности – содействие максимальному раскрытию потенциальных возможностей развития каждого ребёнка через реализацию образовательной деятельности в центрах активности.

Объект: индивидуализация образовательной деятельности.

Предмет: образовательная деятельность в центрах активности.

С позиции достижения данной цели задачами явились:

- выстроить систему работы по самообразованию через изучение нормативных документов и психолого-педагогической литературы по проблеме индивидуализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста;

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка;

- создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую современным требованиям

1. Аналитическая часть

1.1 Анализ результатов деятельности в межаттестационный период

С сентября 2020 года работаю с детьми средней группы, до этого была подменным воспитателем. Начала работу с группой с входной диагностики детей, а в феврале 2021 г. провела повторную диагностику для анализа результативности проделанной работы перед написанием заявления на квалификационную категорию. Добилась стабильных результатов развития воспитанников по всем образовательным областям.

Педагогическую диагностику развития детей провожу в произвольной форме на основе наблюдения за их разными видами деятельности, анализа продуктов их деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и пр.). При определении показателей развития детей акцент делала на овладение детьми видами детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Придя в группу, дети никак не реагировали на вариативные формы приветствия (здравствуйте, добрый день, привет); прощания (до свидания, до завтра), это в первую очередь дало мне знак, освоить и закрепить с детьми  использование этих форм приветствия и прощания.

Сейчас при входе в группу все дети здороваются. Совместно с родителями и детьми придумываем необычные жесты приветствия.

Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания друг друга развиты во время утреннего круга.

Дети демонстрируют конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (приглашают сверстника к деятельности, выполняют действия совместно). Дети понимают и используют в речи нравственно ценную лексику (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.), совершают некоторые нравственно направленные действия (гладит по голове, утешая друга).

Основной цель социально-коммуникативного развития – позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства достигнута благодаря использованию технологии метод проектов, организации игровых проблемных ситуаций, сюжетно-ролевых игр.

С целью расширения знаний о мире профессий, знакомства с разнообразием орудий труда, технологических процессов, формирования интереса к трудовой деятельности взрослых и уважительного отношения к труду в целом изготовила лэпбук: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» и дидактические игры по профессии.

В 2018 и 2021гг. был реализован проект «Безопасность». У детей сформировались навыки безопасного поведения в общественном транспорте и осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения.

С детьми среднего группы оформили фотовыставку «Мамочка любимая», выставку детских рисунков «Моя мамочка». У детей сформировалось представление о роли мамы в жизни ребенка, углубились знания о культуре семейных взаимоотношений, о множественности ролей, которые берет и исполняет мама.

Познавательное развитие

Результаты педагогических наблюдений по познавательному развитию:

·       Дети выделяют отдельные признаки предметов, находят сходства предметов по признакам; сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров;

·       самостоятельно воспроизводят простые конструкции (гараж, дом, шкаф) и их преобразования (высокие, низкие дома), проявляют творческую активности в процессе воплощения различных вариантов конструкций;

·       знают город и страну, а некоторые дети и адрес проживания;

·       задают вопросы об отвлеченных вещах, способны к простому рассуждению.

Для развития познавательной активности детей реализовала проекты.

В 2018 году рамках проекта «Как растения пьют воду?» провели ряд экспериментов с растениями. Рассмотрели строение листьев с помощью лупы. Для проведения нашего опыта взяли листья пекинской капусты, обычную воду в стаканчиках, окрасили воду пищевой краской и поместили листья в эти стаканчики. Через некоторое время листья стали окрашиваться. В результате дети узнали, как вода поступает от корней растения к листьям. Такая работа позволила более интересно проводить опыты, она повысила исследовательский интерес воспитанников. По данному проекту в апреле 2018 г. состоялся, открытый показ образовательной деятельности «Как растения пьют воду?» для коллег детского сада.

В ходе проекта «Снежинка, которая не тает» (2020 г.) дети познакомились со свойствами и агрегатными состояниями воды; так же пронаблюдали, что соль быстрее растворяется в горячей воде, вырастили снежинку из соли. Благодаря этому эксперименту дети научились делать выводы по результатам эксперимента.

Ежегодно в весенне-летний период реализую проект: «Огород на подоконнике», проект способствует развитию у детей познавательно-исследовательской активности, закреплению правил безопасности во время трудовой деятельности.

Представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. Дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, проявляют интерес к содержанию объекта познания и различным способам решения поставленных задач.

Речевое развитие

Логопедом были выявлены проблемы звукового произношения. В связи с этим провожу работу по формированию речевого слуха дошкольника и фонематического слуха как его компонента. Учу детей вслушиваться в звучания, выделяя среди звуков нужные (О чем говорит улица? О чем говорит парк?), в содержание игр включаю много речевой материала. Дети вслушиваются в речь окружающих, речь становится источником информации.

Для осознания процесса управления силой голоса предлагаю игры, упражнения, включающие типовые жизненные ситуации, в которых нужно говорить громко, тихо или с умеренной силой голоса.

Для достижения результатов по речевому развитию применяю разнообразные формы: сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные занятия.

На утреннем круге проводим артикуляционную гимнастику, не так давно начала вводить, чтобы дети сами показывали и предлагали своим сверстникам ряд гимнастик (артикуляционных, пальчиковых). Дети озвучивают дату и день недели, так же каждый день проговариваем меню дня (проговаривание меню, детей так заинтересовало, что дети охотно тянет руку, я стараюсь, чтоб каждый из детей поучаствовал в этом). Показ и проговаривание раскрывает ребенка, он меньше стесняется и в дальнейшем без стеснения идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заучиваем стихи по мнемотаблице, которая развивает речеслуховую и зрительную память и расширяет словарный запас детей. Так же обогащаем активный словарь, осваиваем и используем в речи: название предметов и материалов, из которых они изготовлены; слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обогащения (игрушки, посуда, животные т.п.); степень качества предметов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно). Дети активно участвуют в конкурсе чтецов, у детей развивается творческая активность, дети знакомятся с различными видами искусства.

В результате у детей повысился словарный запас, дети научились говорить рифмованные слова, придумывать сказки, начали активно сопровождать свою образовательную деятельность речью.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства. У моих воспитанников начинает формироваться художественный вкус. Дети могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы на картинах и в музыкальных композициях. Во время музыкальных занятий, дети с легкостью отличают громкую музыку от тихой, весёлую от грустной. При прослушивании музыкального произведения, узнают знакомые песни и проявляют фантазию - «рисуют» образ, подходящий к данному произведению.

Для развития эстетического вкуса и творческих способностей детей использовала нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками; кляксографию с ниточкой (с помощью этой техники у детей развивается воображение); набрызги; пластилинографию; рисование со свечкой и красками, техника «свечка + акварель» и многое другое. В результате у детей повысился уровень развития навыков рисования, лепки и аппликации. В процессе лепки и аппликации дети испытывают разнообразные чувства, радуются созданному им красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается. Дети проявляют интерес и творчество в изобразительной деятельности, активно участвуют в конкурсах поделок и рисунков. Совместно с родителями ежегодно участвуют в семейных выставках: «Зимние фантазии», «Осенние фантазии».

В декабре 2020 года участвовали в окружном конкурсе – выставке 3D – моделирования с помощью 3D - ручки «Пра3Dник», в номинации «Ёлочная игрушка» до 7 лет.  Работа с 3d ручкой – одна из интересных, неординарных форм развития мелкой моторики. Развивается речь, память, внимание, мышление. В результате этого вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит в дальнейшем освоение детьми навыков письма.

Воспитанники моей группы приняли участие в творческих конкурсах:

-Всероссийский конкурс «Путь к успеху», номинации: «День защитника отечества» (2018г., 2  место); «8 марта» (2018г., 3 место); "Весна " (2018г., 1место);

- I Всероссийский конкурс «Ищем таланты», номинации: «Чудеса из овощей и фруктов» (конкурс поделок) (2018г., диплом II степени).

Физическое развитие

Для достижения положительных показателей использую здоровьесберегающие технологии: закаливание, различные виды гимнастик. Разработала картотеки пальчиковой, дыхательной гимнастики.

С детьми подготовительной группы организовала спортивный праздник: «Малые олимпийские игры» (2018г.).

Дети стали более активны, выносливы, включаются в подвижные игры, часто самостоятельно организуют соревнования.

В соответствии с Законом «Об образовании» и ФГОС ДО родители (законные представители) являются полноценными партнерами и основными социальными заказчиками. Поэтому большую роль уделяю взаимодействию детей с родителями.

Традиционно в неделю безопасности привлекаю родителей к участию в акции «Родительский патруль» по направлениям:

- светоотражающие элементы на одежде детей;

- соблюдение правил перевозки детей в транспортном средстве.

Итоговое мероприятие по проекту: «Мы друзья зимующих птиц»-совместное изготовление родителей и детей кормушек для птиц, которые мы разместили на нашем участке. В результате проведенной совместной работы у детей сформировалось доброжелательное отношение к живой природе, бережное отношение к окружающему миру, желание заботиться об окружающих.

1.2 Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период

Приступая к реализации цели моей деятельности, определяя стратегию и тактику деятельности в межаттестационный период мною, во-первых, была проанализирована нормативно-правовая база регламентирующая деятельность педагога дошкольного образования:

·                 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012г., вступил в силу  1сентября 2013г.)

·                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17» октября 2013года №1155)

·                 Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025годы. (принята 29 марта 2019года на заседании правительства РФ)

·                 Профессиональный стандарт деятельности педагога

·                 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (Постановление от24.07.2000года №554 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.3648-20).

Во-вторых, изучены основные теоретические направления совершенствования психолого – педагогических условий обеспечивающих эффективность организации образовательного процесса направленного индивидуализацию и социализацию детей, а также методическая литература по данной теме.

Одним из важных условий, способствующих достижению представленных результатов, является требования к собственной профессиональной компетентности.

Повысила профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации:

-2020г., Нижнетагильский филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО», обучение с использованием ДОТ.

- 2017г., Центр информационно-методической поддержки образования ФГАОУ ВО "РГППУ", «Педагогические основы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», (24ч.).

Для реализации поставленной цели на межаттестационный период - содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности ребёнка, через реализацию образовательной деятельности в центрах активности, совместно с администрацией детского сада и родителями совершенствовала развивающую предметно-пространственную среду группы соответствующей требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Учитывая влияние развивающей предметно-пространственной среды, в группе создала центры активности, которые дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов.

Образовательную деятельность в группе организую по технологии Л.В.Михайловой – Свирской «План – дело – анализ». Данная технология обеспечивает детям:

- детскую позицию равноправных субъектов деятельности;

- влияние на выбор темы, форм работы, последовательности и продолжительности самостоятельно выбранной темы;

- роль инициаторов, активных участников;

- реализацию своих интересов в разных видах деятельности.

«План» подразумевает, утренний круг. Перед утренним кругом, включаю магнитофон, дети, услышав мелодию, начинают собирать игрушки и усаживаются на утренний круг. Для проведения утреннего круга изготовила картотеки: «Приветствия», «Игры на сплочение коллектива», «Пальчиковые игры». Тему проекта выбираем совместно с детьми, это может спонтанная «точка удивления», интерес во время чтения или просмотра наглядного пособия. После выбора темы проекта, использую технологию – модель трёх вопросов «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Как это узнать?». Я стараюсь инициировать разговор с целью выяснить, что дети знают по предполагаемой теме и что хотят узнать, и что нужно сделать, чтобы узнать. Бывают вопросы, на которые я сразу могу дать ответ, на другие вопросы, стараюсь ответить на следующем утреннем круге, это может быть либо в виде презентации или через наглядные пособия. Во время утреннего круга происходит совместное планирование видов деятельности в центрах активности.

«Дело» подразумевает выбор центра активности самостоятельно детьми и работа в выбранном центре.

Для этого создала «Экран выбора», на которой обозначены центры активности в картинках; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми. Дети обозначают свой выбор, развешивая свои фотографии напротив выбранного ими центра.

«Анализ» подразумевает итоговый круг. После завершения работ в центрах активности, дети самостоятельно убирают использованные материалы и садятся на итоговый круг. Каждый ребенок проговаривает, в каком центре он поработал и высказывает результат. Совместно с детьми обсуждаем, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, а что помешало в достижении цели. Важной задачей итогового круга – пробудить энтузиазм детей, вселить уверенность в своих силах, что они будут успешны. По заинтересованности детей к выбранной теме, зависит длительность использованной темы (неделя или 2 недели). Продолжительность работы по выбранной теме проекта позволяет детям пробовать свои силы в разных видах деятельности  и центрах активности в то время когда у них возникает в этом потребность.

Успешная детская работа в центрах требует тщательной подготовки к образовательной деятельности. Необходимо продумать и приготовить карточки, алгоритмы, чтобы ребенок, выбрав центр, мог организовать самостоятельную деятельность.

Оформила центр «Конструирование», в котором дети имеют возможность работать с разнообразными видами конструкторов, для этого составила схемы сборки разных построек. Рядом с центром конструирования, повесила магнитную доску, где размещаю схемы по конструированию. Ребёнок подходит к магнитной доске и выбирает понравившуюся схему. В группе постоянно действует выставка детского конструирования, где дети презентуют свою работу сверстникам и родителям.

В группе оборудовала центр «Песка и воды», в котором собрала совместно с детьми и родителями образцы для исследования под цифровым микроскопом, поместила алгоритмы проведения опытов, детские инструкции по безопасности в схемах.

Любимое занятие детей – рисование на песке. Для этого в группе организовала пространство для творчества с песочным столом, подносами с кинетическим песком, ёмкостями с разноцветным, крашеным песком.

Игры с песком разнообразны. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Для проявления творческой инициативы детей создала центр «Юный художник», наполнила его необходимыми материалами (краски, кисточки, бумаги, пластилин и др.). Для обеспечения художественного восприятия подготовила тематические раскраски: «Времена года», «Игрушки», «Мебель»; трафареты: «Геометрические фигуры», «Овощи»; образцы работ и схемы. Разнообразие, представленных материалов стимулирует у детей творческую деятельность. После выполнения работы дети могут поместить своё творение там, где захотят: в группе на мольберте, на выставке для родителей в раздевалке или сразу убрать в портфолио.

Для повышения психологического комфорта воспитанников в группе оформила «Уголок уединения», совместно с родителями дополнили фотоальбомами с семейными фотографиями и дидактической игрой «Что такое хорошо, что такое плохо»; для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать подушку - плакушку. Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п. Основной целью для меня было создать условие для личного пространства, которая формирует психологическую стабильность детей.

Центр «Математики» наполнила дидактическими пособиями: моделями, схемами; настольно – печатными и развивающими играми: «Нарисуй картинку палочками», «Лото», «Подбери узор», «Разрезные картинки».

Дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, у детей формируются умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства предметов. У детей во время игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, дарами Фрёбеля развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Для детей младшей группы оформляла центр «Наши пальчики», для которого изготовила игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (дидактические материалы для игр со шнуровками, пуговицами, кнопками, косичками и молниями; пальчиковый театр «Репка»; игры с прищепками). Так же изготовила «Тауматроп»- это волшебная игра-«Иллюзия», при быстром вращении кружка с рисунками с двух сторон, оба рисунка воспринимаются как один. Эта игра очень понравилась детям, цель игры создание и изучение  с детьми простейших видов анимации; развитие мелкой моторики.

Совместно с родителями каждому ребёнку был изготовлен Геоконт, играя у детей, развивается сенсомоторные способности (освоение цвета, формы, величины, креативное мышление); так же пособие на развитие памяти «Цветные круги». Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей детей.

С целью воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, создала центр «Патриотического воспитания», дополнила в зависимости от возрастной категории детей: «Мой Первоуральск», «Я живу в России», «Народы России». В результате систематической работы по патриотическому воспитанию у детей сформировалось представление о семье, городе, как о малой Родине, чувство любви и привязанности к своему родному Краю и стране.

В центр физического развития изготовила картотеку пальчиковой гимнастики, картотеку утренних гимнастик, картотека дыхательных упражнений и игр, иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Дополнила разнообразным инвентарем. Прогулочный участок группы активно использую для развития всех видов детской деятельности. Качественно организованное пространство участка сделало прогулку желанной, познавательной и интересной, увеличилась двигательная активность малоподвижных детей.

Внедрила технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации; история жилища, транспорта, предметов, а так же собственной линии жизни детей, истории всей семьи). Данная технология направлена на включение родителей в новые формы сотрудничества. Родители являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал (старинные вещи).

Считаю работу по данной технологии эффективной, так как она показывает положительную динамику развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, дети учатся соотносить память о прошлом, знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир и как множество связей, сущностей, вещей, а также обогащают свой словарный запас и развивают речь.

Вместе с детьми, начали осваивать информационные коммуникативные технологии (ИКТ). С помощью робота «Умная пчела», дети с легкостью изучают программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания. В результате использования у детей формируются познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности; так же развивается первоначальные навыки программирования. В процессе игры происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, словарного запаса и развитие навыков установления причинно-следственных связей.

В нашей группе в образовательной деятельности с детьми использую, ещё одну технологию «Виммельбух». Это очень увлекательная технология, разглядывая изображения, дети легко погружаются в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывают знания. Дети легко и непринужденно знакомятся с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне и т.д. Несмотря на минимальное содержание текста, точнее его отсутствия, дети замечательно развивают и обогащают словарный запас.

На территории детского сада в рамках реализации проекта «Зеленая планета» (2018г.) участвовала в оформлении клумбы «непрерывного цветения».

С 2018 года начала внедрение в образовательную деятельность игровых технологий: технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», оформила познавательный центр с коврографом «Ларчик». Совместно с родителями сделали пособия для игр: геоконт для каждого ребёнка, планшеты для шнурования, мини-коврограф.

С 2020 года внедрила новую форму работы с детьми – «Адвент-календарь» или календарь ожидания праздника. Ежедневно дети, отрывают стикер с текущей датой, обнаруживая там, задание или какой-нибудь сюрприз. Благодаря этой технологии, у детей сформировалось любознательность, творческая и познавательная активность.

По технологии блоки Дьенеша, палочки Кюизенера оформила кейс с играми. В состав кейса вошли как фабричные игры, так и разработанные мною.

Совместно с коллегами разработали кейс с дидактическими играми по технологии ТРИЗ «Ранняя профориентация дошкольников». Работа с кейсом была организована в центре «Игры». Технологическую цепочку от сырья до готового продукта дети изучили в ходе игры «Что изменилось?». Устанавливать причинно-следственные связи помогла игра «Детективные истории». Игра «Что я знаю?» была направлена на формирование умения задавать вопросы.

Активно участвую в работе методического объединения детского сада. На уровне детского сада являюсь участником творческо-поисковой группы «Образовательный модуль «Математическое развитие» по внедрению парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста». В январе 2021г. для коллег провела мастер-класс «Использование пособий программы STEM-образование в математическом развитии детей».

Всегда принимаю активное участие в подготовке и проведении мероприятий  на уровне детского сада и МАДОУ: «День защиты детей», «Техно-квест», Конкурс чтецов, зарничка, спортивные праздники.

В 2018 году принимала участие в городском флеш-мобе, посвященному 9 Мая и Лыжня России.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Для поздравления на праздник ко дню матери (2020г.) записала видеописьмо с трогательными поздравлениями детей.

Прошла обучение  Всероссийском форуме: «Педагоги России» онлайн GOOGLE-МАРАФОНЕ (2021г.). Научилась пользоваться всеми инструментами Google: создавать документы для совместной работы, проводить опросы и тесты с обратной связью, а также вести статистику и аналитику.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Для фиксации результатов, накопления и оценки собственных достижений веду электронное портфолио воспитателя (https://portfolionikolaeva19.blogspot.com/).

2. Проектная часть

Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей.

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО. Поменялись некоторые формулировки, а главное подходы, касающиеся оценки образовательных результатов.

До введения ФГОС ДО педагогическая диагностика использовалась как

способ выявления знаний, умений и навыков ребенка, то есть для оценивания

ребѐнка по тем или иным критериям. Однако стандарт определяет, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее по тексту ИОМ).

Индивидуализация образования, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной возрастной категории, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов обусловлена следующими факторами:

·                 Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.

·                 Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.

·                 Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.

·                 Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации.

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка – это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

На следующий межаттестационный период планирую продолжить работу по проблеме индивидуализации образования детей дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности в центрах активности с изучением качественных показателей достижений детей.

Объект: индивидуализация образовательной деятельности

Предмет: качественные показатели достижений детей

Планируемый результат:

Дети - активные, самостоятельные, любознательные, проявляющие познавательную активность;

Родители – активные участники образовательных отношений, поддерживающие любознательность и интерес детей.

Педагог – способен организовать образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Задачи:

·           Изучить литературу, пройти курсы повышения квалификациии проанализировать педагогический опыт по разработке и внедрению индивидуальных образовательных маршрутов;

·           Разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей своей группы;

·           Продолжить совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую индивидуализации развития детей;

·           Представить опыт работы педагогическому и родительскому сообществу.

 

Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач в следующий межаттестационный период планирую осуществлять деятельность поэтапно.

Этапы

Планируемая деятельность

Предполагаемый результат

1 этап 2021 – 2022г.

Диагностико - ­ прогностический

Изучить и проанализировать нормативно-правовую документацию, методическую литературу по разработке и внедрению индивидуальных образовательных маршрутов.

Разработать план совершенствования развивающей предметно-пространственной среды.

Изучена методическая литература по  разработке и внедрению индивидуальных образовательных маршрутов.

 

 

2 этап 2022 - 2024г.

 

Технологический

Определить и создать спектр условий для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ОП ДО.

Составить индивидуальные образовательные маршруты на всех детей группы.

Спроектировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.

 

Дополнить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями, материалами для организации самостоятельной деятельности детей в центрах активности.

Созданы условия для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО.

1.Разработаны индивидуальные образовательные маршруты на всех детей группы.

2. Образовательная деятельность организована с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.

 

3.Дополнена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими пособиями, оборудованием и материалами.

4.Реализованы детско-взрослые проекты.

5.Дети и родители активные участники конкурсного движения.

6. Презентация опыта работы педагогическому и родительскому сообществу (участие в Декаде педагогических достижений, в конкурсах педагогического мастерства на разных уровнях).

3 этап

2025 – 2026г.г.

Аналитический

Реализация содержания намеченного плана с ежегодным проведением процедуры самоанализа ее результативности и достижения намеченной цели. На аналитическом этапе буду осуществлять анализ результатов собственной деятельности, сбор и систематизацию материала по реализации темы, обобщение и представление педагогического опыта по теме педагогическому и родительскому сообществу.

Оформление полученных результатов за межаттестационный период.

Представление результатов деятельности за межаттестационный период педагогическому и родительскому сообществу.


Заключение 

В широком смысле индивидуализация предполагает переориентацию образования на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Считаю, что данный процесс мною начат успешно. Образовательную деятельность организую с учетом потребностей и возможностей детей в центрах активности. Родители поддержали инициативу.

Список литературы

 

1.    Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008;

2.    Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;

3.    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.. 2006;

4.    Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»;

5.    Индивидуализация образования в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. г. Нижний Тагил 2016г.

6.    Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003;

7.    Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2015;

8.    Михеева Е.В., Современные технологии обучения дошкольников.- Вологоград,2013;

9.    Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской). Михайлова З.А «Логика и математика для дошкольников». З.А.Михайлова – СПб. Издательский дом «Литера», 2000. -97 с.